Ваше Высокопреосвященство,
Спасибо большое, что согласились дать нам интервью для франкоязычной аудитории. Поместный Собор 27 мая принес важные решения для Православия в Украине, а также для Православия в целом. В связи с этим мы хотели бы задать Вам несколько вопросов.
1. В числе принятых решений – исключение из устава всех положений, устанавливающих связь между Украинской Православной Церковью и Русской Православной Церковью. В частности, вы убрали из устава пункты, согласно которым Украинская Православная Церковь «объединяется с поместными Православными Церквями посредствомРусской Православной Церкви» (пункт 3 старого устава). На Ваш взгляд, как сейчас Украинская Православная Церковь проявляет и реализует свое единство с другими Поместными Церквами?
Единство с другими Поместными Церквями реализуется через молитвенное поминание Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием Предстоятелей этих Церквей во время литургии. Сегодня наша Церковь фактически имеет автокефальный устав, которым руководствуется в своей деятельности, пока без формального автокефального статуса.
2. В журнале № 58 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви отозвано правило 15 Двукратного Собора, которое гласит: «Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или Митрополит дерзнет отступить от общения со своим Патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, – таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии». По мнению Москвы, решение больше не поминать патриарха Кирилла за Божественной литургией, с одной стороны, и изменить, с другой стороны, устав вне рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви, может привести к новым разделениям в Церкви. Каковы Bаши ответы на эти канонические возражения?
Вопросу поминания иерархии посвящены несколько правил Двукратного собора, а именно 13, 14 и 15-ое. В этих правилах как раз прописана та форма поминовения, которую анонсировал на Соборе Блаженнейший Митрополит Онуфрий. А именно, когда священник поминает только своего епископа, епископ – только митрополита, а митрополит – патриарха. В частности, в конце 14 правила говорится, что «ни пресвитер да не пренебрегает своим епископом, ни епископ своим митрополитом».
Таким образом, определенный Блаженнейшим порядок поминовения больше соответствует этим правилам, чем тот порядок, который был раньше, когда приходской священник поминал всю иерархию от епископа до патриарха. Теперь же в каждой епархии УПЦ священники поминают своего епископа, все епископы поминают Блаженнейшего Митрополита Киевского как своего главу. А поминание нашим Блаженнейшим патриарха Московского лишь увенчивает эту систему. Поэтому, отступления от молитвенного общения с патриархом нет, соответственно, и раскола тоже нет.
Что же касается непосредственно 15 правила, то оно немножко о другом, и касается прекращения поминовения патриарха, если таковой отступил от веры. Кстати, именно на это правило ссылался Московский Патриархат, когда в 1448 года был вынужден провозгласить автокефалию и прекратилпоминовение Константинопольского Патриарха, который в 1439 году подписал унию с Римом и, соответственно, уклонился от православной веры.
3. Какие будут конкретные шаги для признания автокефального статуса Украинской православной церквидругими Поместными Православными Церквами?
Как я уже сказал, мы не провозглашали автокефалию. Вы не найдете такого слова в решениях нашего Собора. Тамговорится о полной независимости и самостоятельности. Соответственно, и признания от Поместных Церквей не требуется. Мы остаёмся в общении с ними. Не исключено, что формально статус автокефалии может быть следующим этапом развития нашей Церкви. Вопрос сейчас остался только в слове «автокефалия», ведь все права автокефальной Церкви у нас уже есть.
Отношения между нашей Церковью и другими ПоместнымиЦерквями – братские, тёплые и доброжелательные. Исходя из личного опыта общения с ними могу сказать, что если мы поднимем вопрос автокефального статуса УПЦ, то как минимум 10 Поместных Церквей готовы нас признать сразу. Проблема возникнет только у тех Церквей, которые уже связали себя признанием другой неканонической украинской структуры. Те же Поместные Церкви, которые не погрешили против православной экклезиологии этим признанием, готовы признать нашу Церковь в новом статусе, когда вопрос о таковом будет поставлен.
4. Изменилось ли ваше отношение к Константинопольскому Патриархату после 27 мая? Его Высокопреосвященство Онуфрий до сих пор не поминает патриарха Константинопольского?
Отношение не изменилось, так как не была устранена причина разрыва евхаристического общения. Наш Предстоятель и сегодня не поминает Предстоятелей тех Поместных Церквей, которые признали раскольников. Таким образом, если будет устранена причина, которая привела к прекращению общения, будет восстановлено и само общение.
5. Предпринимаются ли конкретные действия по сближению с ПЦУ для достижения реального местного единства и каковы ваши условия для этого воссоединения?
Собор нашей Церкви обозначил свою позицию, выразил готовность к такому диалогу. Однако до тех пор, пока другая сторона захватывает наши храмы и, с помощью местных властей, проводит перерегистрации в свою пользу наших приходов, что сопровождается конфликтами, говорить о реальном начале диалога не приходится. Мне кажется, что началу такого диалога должен предшествовать хотя бы небольшой период межконфессионального спокойствия и тишины.
6. Можете ли Bы сказать нам, сколько приходов вышло из вашей юрисдикции после начала войны и в какие юрисдикции перешли?
За время войны сторонниками ПЦУ было захвачено порядка 250 наших храмов, при этом переходов было всего 53. Реальность такова, что часто такие «переходы» происходят на бумаге – местная власть помогает провести юридическую перерегистрацию. Однако, реальные верующие люди остаются верными нашей Церкви. Точно также и священники – подавляющее большинство отказывается переходить в ПЦУ.
7. На Поместном Соборе 27 мая было принято решение о создании приходов УПЦ в диаспоре. Eсть ли у Bас информация о количестве украинцев в диаспоре?
Мы пользуемся той статистикой, которую предоставляют государственные или международные структуры. Они говорят о 7 миллионах беженцев и прогнозируют, что около 2,5-3 миллионов украинцев останутся жить за рубежом. Такое количество беженцев сопоставимо с населением некоторых европейских стран. Естественно, что миграция людей – это пастырский вызов для Церкви и мы стараемся на него отвечать.
8. Сколько приходов вы уже открыли в диаспоре и в каких странах?
За время войны мы уже открыли около 10 приходов, и эта статистика быстро меняется. Сейчас в процессе организации еще столько же. Ориентируемся при этом на запросы с мест организованного пребывания наших верующих заграницей. Приходы открываются во многих странах Европы – в Дании, Германии, Швейцарии, Голландии и других странах.
9. Помогает ли вам украинское правительство открывать эти приходы?
Нет. Мы это делаем самостоятельно.
10. Собираетесь ли вы открывать приходы во Франции?
Да. Из Франции к нам тоже обращаются наши люди с такими просьбами.
11. Какими Bы видите ваши отношения с РПЦ в будущем?
Не следует забывать, что мы является членами одной Церкви Христовой, и отношения между нашими Церквями должны быть дружественными и братскими, как это и подобает христианам. Хотелось бы также, чтобы после окончания войны произошло примирение между нашими народами игосударствами. Сегодня это выглядит нереалистично, также как нереальным выглядело примирение между немцами и поляками, между немцами и французами после Второй мировой войны. Однако, это примирение произошло. И состоялось оно, кстати, при активном участии христианских конфессий этих стран. Надеюсь, что наступит время, когда такое же примирение будет между нашими народами.
Беседовали протоиерей Живко Панев и Вероника Чиботару